Меню

Опыты

Опыты или эпоха Русской Метафизики


"Какое, милые, теперь тысячелетье на дворе?" – спросил однажды поэт... Так что не будет особенно оригинален и следующий вопрос: какая нынче эра “на дворе” метафизики?
Один из вариантов ответа: нынешнее время представляет эпоху завершенной философской системы. Некоторые полагают, что это вообще последняя эра философии как таковой. То есть как живой, развивающейся в самом своем фундаменте. Такая эра наступила для химии, когда Менделеев построил свою систему. Завершающая система, конечно, всегда "над­строй­ки и развитие обещает". И, тем не менее, химия, как таковая, оказалась завершена. Всякое дальнейшее углубление выводит в область уже иную. В физику (химфизика), в алхимию (all-химия – химия всего).
Аналогом Периодической системы в области философии (химии понятия) видится система Гегеля. Любой шаг, делаемый философами после него – если только это не шаг назад и не шаг на месте – обязательно выводит уже ЗА ПРЕДЕЛ того, что есть, собственно, философия. Не случайно чуть ли не сразу после того, как Гегель воздвигает свою систему, Соловьев утверждает: последний философ из тех, которые идут от Бога, выше первого из тех, которые идут к Богу
С этим утверждением нелегко спорить, как и со всяким, которое появляется своевременно. Следовало бы только добавить в начале этого утверждения одно слово: теперь
Поясним. Гегель показал максимальное приближение философии к Абсолюту, к Богу. Он показал и то, что более близко подойти к Богу методом философии – возможности уже нет. Именно поэтому ТЕПЕРЬ, после Гегеля – становится в философии более высок тот, кто идет от Абсолюта. Потому что только такой философ и делает шаг вперед.
Но это вводит разительное противоречие. Философ в академическом, традиционном для последних веков смысле этого слова – не в праве исходить из чего-то, что полностью не определено. Даже если доказано, что это не-определенное не может быть определено далее.
Без парадоксов такого типа немыслима смена эпох. Они являют собой верный признак зрелости перемен... и одновременно – великолепный предлог "не заметить" новое и живое, развертывающееся в твоей области. Именно так и был почти что проигнорирован академической философской Европой сам Соловьев. Про него справедливо замечали, отмахиваясь: это же скорее богослов, чем философ! С этой же интонацией говорили и про Бердяева: это не философ, это метафизик(!). В основном потому, что Бердяев, по его собственному выражению, "всегда хотел, чтобы философия была не о чем-то, а ЧЕМ-то".
Такое бытие (чем-то, а не о чем-то) не свойственно академической философии. По крайней мере, пока она вполне находится "у себя". (“Философия лишь рисует серым по серому.” – Гегель). Бердяев же заработал "метафизика" за то, что всегда хотел вести философию дальше, чем она сама простирается. Он хотел низвести (или, все-таки, возвести?) любовь к мудрости в саму жизнь... 
Можно привести целый ряд имен "родственников" Бердяева по этому устремлению. Некоторые из них проявились раньше, а некоторые поздней, чем он. Но, конечно же, они все могли утвердиться на небосклоне мысли лишь ПОСЛЕ Гегеля и его системы.
Ницше, Федоров, Флоренский, Гурджиев, Успенский, Лосский, Карсавин, Штайнер, Горбигер, Даниил Андреев, Дон Карлос Кастанеда... Пестрейший ряд! Совершенно разные умы. Диаметрально противоположные позиции по важнейшим вопросам. Полная разноголосица стилей. 
И все-таки две общие черты прочно объединяют этих мыслителей. 
Первое: всем им удалось оставить значимый след. 
Второе: среди них нет ни одного "чисто­кров­ного", полностью академически-схолостически выдержанного философа.
Вот определения, даваемые им современниками: богослов, мистик, оккультист, мифотворец, поэт, маг, шаман... Только безупречно академически выдержанный Алексей Лосев, оставивший яркий след, выбивается из этой закономерности пост-философской эры. Но на что направляет он все свое изощренно академическое диалектическое искусство? Лишь на то, чтобы с абсолютной диалектической безупречностью доказать, что система Гегеля выводит последовательного философа за предел философии в область – метафизики и богословия.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.