Маша: — ЗАЧЕМ?!
Лада:
— У этого «зачем?!» есть два облика.
Один – это ЗАЧЕМ как трезвенье от вовлеченности. Полезно бывает усомниться в важности слишком навязываемого. «Ой-ли, так ли уж это важно, как пытаются это представить?»
Но есть еще и другой облик этого же «зачем?!». А именно: тотальное сомнение… отчаяние… тоска СМЕРТНАЯ.
Когда такое находит, непонятно вообще, зачем жить. И это весьма мучительно. Только на самом деле такое суть муки родов. Или оно подобно, пожалуй, кризису среднего возраста. Только не телесного возраста, а душевного. Бывают кризисы к смерти, бывают к жизни. Те и другие весьма остры и… Что и – прекрасно передает, на мой взгляд, стих Омара Хайяма:
«Всех врагов победил. Ну и что?
Много злата скопил, много деток родил. Ну и что?
До ста лет на земле, посмотри-ка, дожил… Может быть, до трехсот проживешь. Ну и что?»
Много злата скопил, много деток родил. Ну и что?
До ста лет на земле, посмотри-ка, дожил… Может быть, до трехсот проживешь. Ну и что?»
Вот этакий пессимизм…
Пожалуй, никто еще так не исчерпал тему скепсиса. Глобального скепсиса. Очень вот наглядно поставил Хайям вопрос.
Пожалуй, никто еще так не исчерпал тему скепсиса. Глобального скепсиса. Очень вот наглядно поставил Хайям вопрос.
Да и у современных авторов можно найти подобное. К примеру, французский писатель Фредерик Бегбедер вот как выразил это душевное состояние: «Я мертвый человек. Я просыпаюсь утром, и мне нестерпимо хочется одного — спать. Я одеваюсь в черное: ношу траур по себе. Траур по человеку, которым не стал»!
Да, надо признать, основание для такой тотальной тоски наличествует. Потому что с этим вот миром что-то не так… что-то вот ГЛУБОКО не так с ним!
Даже если ты достигнешь всех своих целей, здоровья при этом не растеряешь, выиграешь во все свои какие-нибудь игрушки… так вот – и победитель при этом получает что-то не то, что-то совсем другое, чем он рассчитывал получить.
Странная иногда складывается картина. Тут, вроде, у нас не ад все-таки. Ведь иногда призы тебе достаются, не всякое усилие – мимо… Но вот они какие-то не такие, какими бы должны быть, призы эти. То ли они повыдохлись, пока ты за них сражался? То ли навязан какой-то странный ритм восприятия, постоянно смещающий акцент? Словом, что-то не так будто бы в самой природе вещей и, казалось бы, – безнадега полная! Перемежающаяся лихорадка тоски достанет хоть царя всей планеты, хоть … – заполните сами.
И все же надежда есть. Надежда, говорят, умирает последней. Я в это не верю, правда. Ибо, по моим наблюдениям, надежда бессмертна.
И вот, я скажу, в чем причина ее бессмертия. Если ты так отчетливо сознаешь: призы не таковы, все не таково – это значит, в тебе хранится очень и очень сильное и очень ясное представление о… ТАКОВОМ. Ты, значит, видел – говоря языком философов – НЕИНОЕ Николая Кузанского!
Это был богослов такой в Средние века. (Кстати, вот опять… Николай. – смотрите мои прошлые лекции.) Формально он был католик, этот Николай Кузанский, а на самом деле похоже, что… православный.
Он ведь прославляет Царствие Божие. Со всею западной холодностью, но доносят его писания сокровенный жар этой веры в Царствие: НЕИНОЕ… оно – существует! И, более того, Кузанский, показывает «на пальцах», как нечего делать: и ничего другого не существует, кроме как НЕИНОЕ. Вот.
Мы маемся несуществующими проблемами. Это – Майя. Мы просто, видимо, где-то согрешили случайно.
Грех. Это слово происходит от протосанскритского «гореху». Вот и горюем… Как будто рыба запуталась в сетях. Или: как будто конь заблудился в чаще.
Такое положение означает: ЕСТЬ возможность выпутаться, ЕСТЬ шанс как-то разгадать эту загадку. Загадку пребывания нашего здесь, выражаемую иногда словами «зачем это всё?»… Как там это говорил классик?
«Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
И это «страдать» не в смысле, что… мазохизм какой-то. А вот… страдание обостряет мысль; не спеши умирать – ведь вдруг за Порогом страдания уже не будет. Уверен ли, что ты достаточно обострил мысль? Можешь ли ты, положа руку на сердце, сказать: я готов к смерти?
Какое прекрасное УПРАЖНЕНИЕ эта жизнь…
Итак, существует НЕИНОЕ. Оно – настоящее. А это все, что вокруг него – не совсем настоящее, скажем так. И мы должны что-то сделать, чтобы опять нам открылось: рыба плывет свободно, конь скачет в чистом поле. А то так даже не конь, Иван-царевич на сером волке с Василисой Премудрою на коленях, да еще и Жар-Птицу держит. (И волк тут будет ЗЕМЛЯ, птица же ОГОНЬ, двое ВОДА и ВОЗДУХ…)
Ты сделаешь невозможное. Ты откроешь, как раздобыть сколь угодно времени, чтобы сделать следующий шаг. И сможешь останавливать любое мгновение. И уходить в затвор, и пребывать хоть тысячу лет, пока ты не обнаружишь истину. Истину того самого мгновения. И тогда ты в него вернешься. И твои слова прозвучат правильно. И будешь подобен старцу, на плечах коего – великая схима. И станет вокруг тебя НАСТОЯЩИЙ мир.
В нем сможешь легко летать и ходить сквозь стены. И ты познаешь Тело Славы свое… Оно ждет; оно напоминает сосуд, увитый виноградными гроздьями.
Тогда ты уже не скажешь: все призы выдохлись. Не скажешь, что тебе всего недостаточно, что может предложить этот мир. Потому что ты ведь его исправишь – своим Прозрением.
На этом пути полагаться можно лишь на Бога и ведение. Ни наука (знание без веры), ни религия (вера, отлученная знания) не примут этой попытки. Об этом написал однажды под знаком ведения – Весов (6 октября 1986) – поэт Ярослав Астахов:
Один из способов одиночества
Ученый муж, прими меня
В ученики. Тоска жестока:
Узнать бы, как вершит полет
Тот, Чей не ведаю расчет,
Но верю тонко и глубоко.
В ученики. Тоска жестока:
Узнать бы, как вершит полет
Тот, Чей не ведаю расчет,
Но верю тонко и глубоко.
И мне ответом: Не пеняй,
Тебе и так не одиноко –
Мечтою выстроен твой дом,
Ты ей живешь, а не трудом,
Ты веришь тонко и глубоко.
Тебе и так не одиноко –
Мечтою выстроен твой дом,
Ты ей живешь, а не трудом,
Ты веришь тонко и глубоко.
Святой отец, прими меня
Своим послушником без срока.
Пугаюсь каменных икон,
Мне дик алтарь, смешон канон,
Но верю тонко и глубоко…
Своим послушником без срока.
Пугаюсь каменных икон,
Мне дик алтарь, смешон канон,
Но верю тонко и глубоко…
И мне ответом: Не пеняй,
Но не тебе дороги рока –
В снегах любых твоих высот
Цветок сомнения цветет,
Ты веришь тонко и глубоко.
Но не тебе дороги рока –
В снегах любых твоих высот
Цветок сомнения цветет,
Ты веришь тонко и глубоко.
Вот в этих словах и заключено лекарство от абсолютной тоски: веришь тонко и глубоко. Русская Северная Традиция может выразить содержащийся в них смысл одним словом: ведаешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.