© Дмитрий Логинов, 23.01.2013
В начале прошлой лекции мы рассматривали пространную цитату из Алексея Лосева. Краткая выжимка из нее такая:
Есть категория, по сравнению с которой вера и знание представляют лишь несамостоятельные, абстрактные моменты. И это – ВЕДЕНИЕ, равноправно вмещающее в себе и веру и знание, и не способное осуществиться ни без веры, ни без знания. Это простейшее диалектическое, а вовсе даже не вероучительное единство. Но понять его позволяет лишь соответствующий мифологический, то есть чисто жизненный опыт. Я называю такую мифологию абсолютной. Она всегда ведение, ГНОЗИС». Лосев А.Ф., книга «Миф – число – сущность» (М., Мысль, 1994).
Тут имеется помимо того, что рассматривали мы в прошлый раз, еще один интересный момент. Слова «ведение» и «гнозис», вы заметили, Лосевым написаны через запятую.
Справедлива ли такая запятая?
Ведь современная западная гносеология – это лишь бледная тень ведизма. А то так вовсе кривое зеркало. Кривизна его возникла в средние века путем добавления всяких каббалистических штучек, демонизации, прочего. Даже гностицизм в понимании Генри Мора представляет уже далеко не то, чем был гнозис древних.
Но: сохранились и школы гнозиса, не очень пострадавшие от всяких нововведений. Такие вправе называться тенью ведизма… а то так даже и отсветом его, отзвуком. Благодаря подобным реликтам западное мышление в состоянии хоть с чем-то соотнести эту бездну: северный ведизм. А то ведь это понятие вовсе позабыл нынче как самодовольный Запад, так и доморощенные наши "западники".
Они в лучшем случае слышали где-то как-то про индуизм, то есть про ведизм восточный, разбавленный. Имеют и представление, что вроде существовал на заре христианства какой-то такой зверь гнозис…
Последнее, между прочим, способно работать в качестве нити Ариадны. В эпоху раннего христианства и предшествующей античности ГНОЗИС в большинстве случаев понимали отнюдь не в качестве оккультизма, сект и т.п. А просто как перевод на греческий скифского слова ВЕДАНИЕ.
Точнее – на древнегреческий. Γνώσιζ у эллинов означало: ведающий, волхв, Посвященный. Один из тех, трое из которых первыми поклонились Младенцу, как о том говорят Евангелия и Велесова книга (подробней в книге «Евангелие от русских волхвов» – Дмитрий Логинов, М., ИД Альва-Первая).
Волхвы древних руссов (скифов) потому и совершили поклонение первыми из людей, что ведали о грядущем рождестве Даждьбога за тысячелетия до него. У ведающих этих скифов учились эллины.
И, обучаясь, усваивали себе орфические мистерии, например. Орфей суть греческая интерпретация имени Орей (Арий). Орь есть одна из транскрипций имени Яр, как делается понятным из книги «Веда Словена». Она представляет собой собрание протославянских божественных гимнов, сохраненных болгарами-помаками, опубликованное Верковичем в 1881. Согласно этим священным песням Орей возносился на небо и три месяца служил Вышнему. И сделался ведом-самовидом (получил высшее Посвящение). И Вышний пожаловал ему чудесную сладкозвучную свирель. (Восточная ведическая традиция говорит вослед, что Кришна получил флейту свою от Вишну. Флейта же была любимым инструментом и Гаутамы Будды.)
А также, обучаясь у скифов, эллины учредили у себя мистерии элевсинские. Начало им было положено в храме Аполлона Гиперборейского (Кополы, Купалы – подробней в книге Лады Виольевой «Купальский сказ», М., ИД Альва-Первая, 2007). Храм этот изначально был деревянным и основал его скифский волхв Олен (Олень).
Ну и, наконец, знаменитые дионисические мистерии. Они ведь прославляли, сначала, славянского бога Дия. Но выродились под влиянием язычников-римлян в примитивные вакханалии.
Вот это был трезубец мистерий – три основные ведические средиземноморские толка. Державшиеся на берегах моря этого потому, что тысячелетиями сильно там было влияние скифов. В античные времена единое духовное учение, приоткрываемое мистериями трех толков, именовалось у эллинов словом «гнозис»: ведение, ведизм.
Причем, оно еще характеризовалось как герметизм (посвященность в сокровенное ядро знания), в отличие от профанства (поверхностности, язычества). Вот этот герметизм и представлял, так сказать, ратовище (древко) мистериального трезубца.
Древнее выражение «истина в вине» (весьма плоско понятое римлянами, язычниками) разумело, кстати сказать, аллегорическое вино мистерий. Луций Лактанций (сподвижник св. Константина Великого, крестившийся в 303 году) называет покровителя мистерий Гермеса первопредсказателем о Христе [1] (в трактате «Божественные установления»). Гермес потому прозывался Виночерпием, что почерпал вино сокровенного (герметического) знания у богов и подносил его людям – Посвященным.
Точнее даже и не вино, а мёд («золотая лоза», как иносказательно именовали его в античности). Скифы умели приготовлять перебродившие мёды крепостью до 75 градусов. Такой напиток и вправду мог свалить аж циклопа, как о том повествуется в «Одиссее» Гомера. А людям его лишь капали – канали (древнее слово «кань» означает «вливай по каплям») – в чашу с водой.
Отсюда и прозвание ГАНИМЕД у Гермеса Трисмегиста. Или, точнее произнося, – КАНИМЁД. Из греческого языка это имя никак не проистекает. Покровителя Посвященных называли так на скифский манер, имея в виду аллегорический мёд мистерий, мёд гнозиса – капли Прави.
Намек о корнях герметизма содержится в трактате святого Августина Блаженного «О Граде Божьем». Гермес именуется там правнуком Оласа. То есть Волоса (Велеса) – славяно-скифского бога мудрости. Велесовым внуком, заметим, в «Слове о полку Игореве» назван Баян, податель того же самого мёда ведения, но не посредством символического иносказания, как в мистериях, а непосредственно: сказительствуя в сопровождении гуслей.
Ганимед почитался покровителем Трои – скифской и ведической (в отличие от захвативших и разграбивших ее язычников-ахейцев). А также и покровителем созвездия Водолея. Россия – третий Рим и, следовательно, четвертая Троя, считается, как известно, находящейся под влиянием Водолея. Сей знак единства живой и мертвой воды представляет яркий пример – сказал бы, наверное, Лосев – абсолютной диалектики. То есть абсолютной мифологии: ведизма, гнозиса.
Но постепенно сей гнозис угасал у эллинов и других средиземноморских народов. Последние полтора тысячелетия до рождества Христова он вытеснялся разными пришлыми язычествами или вырождался в поместные (язычества вообще есть не что иное, как выродившийся различными образами ведизм). В последние же века до Р.Х. и некоторые из этих самых язычеств начали, в свою очередь, вытесняться иудаизмом.
Но вот родился Христос. И совершил чудеса и ПРЕОБРАЗИЛСЯ [2]. И был обречен иудеями на смертную казнь и, однако, ПРЕОДОЛЕЛ СМЕРТЬ [3]. И, победив саму смерть, Он ВОЗНЕССЯ ЖИВЫМ НА НЕБО [4].
То есть произошло всё в точном соответствии с гностическими мистериями трех разных школ, питающихся от единого корня скифской премудрости. А именно – от профетического эпоса Даждьбога, которым были предречены все эти Его деяния. Даждьбог осуществил все пророчества северного ведизма о себе, воплотившись на планете Земля как Христос.
Естественно, тут же произошел всплеск усиления позиций того, что эллины и находящиеся под влиянием их средиземноморские народы именовали гнозис. Последователи гностицизма среди нескифских народов единственные – кроме самих скифов – не ПЕРЕШЛИ в христианство как в иную веру из своей собственной: гностики провозгласили христианство – как это сделали прежде них скифы – ТРИУМФОМ СОБСТВЕННОЙ ИХ ДРЕВНЕЙ ВЕРЫ. То есть эта «новая» религия – христианство – на деле была торжеством древнейшего учения на Земле.
Это уже лишь потом ее начали подло и целенаправленно делать «новой». Процитируем автора, который хорошо говорит об этом самом «потом». В 1978 году свет увидела книга Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей (от Гаутамы Будды до триумфа христианства)». В ней сказано:
«Гностиков представляют худшими из еретиков именно потому, что они отвергали… принципы древнееврейского мышления…
В 1934 г. Вальтер Бауэр приходит к заключению, что три главных центра христианства – Эдесса, Александрия и Малая Азия – в течение первых двух веков были, так сказать, еретическими, а то, что назвалось ортодоксией (лояльность в отношении Ветхого завета), пришло туда много позже. С самого начала единственным т.н. ортодоксальным центром был Рим, то есть под победой ортодоксии в античности следует понимать победу римской версии христианства.
Таким образом, в конце эпохи раннего христианства… Риму удалось зафиксировать и утвердить определенную форму христианства, которой было присвоено название ортодоксии, на фоне которой все остальные были объявлены ересями… В определенные моменты истории христианства такой фундамент провоцировал кризисы, нередко весьма серьезные, и способствовал обеднению первоначальной традиции».
Сказано весьма метко, как видите, хоть и мягко. Да, кое-кому не понравился триумф христианства в его изначальном виде. То есть – каким оно поднялось непосредственно на корнях ведических (от них же в свое время произрос – да – и Гаутама Будда). Что стоит хотя бы девятикратное «горе вам» (глава 23 евангелия от Матфея), которое возгласил Христос держащимся «принципов древнееврейского мышления»!
Каков же был ответ этих держащихся? Три первые века иудеи провоцировали языческие гонения против христиан (похоже, и в наше время кое-кто не прочь наново стравить эти стороны). Центром беспрецедентных по жестокости преследований, заметим, был Рим. О подстрекательской деятельности евреев свидетельствуют столь признанные авторитеты исторической науки, как Ренан и Гиббон (подробней в книге Джекоба Коннера «Христос не был евреем», 1936). И, главное, в житиях святых раннехристианских мучеников нередко читаем: «ибо иудеи были истинными гонителями».
Но вот к четвертому веку истинные гонители поняли: уже никакая сила не способна вычеркнуть христианство из истории нашей Планеты. И тогда они приняли решение сменить тактику. Как можно видеть из Ветхого завета, один из принципов древнееврейского мышления таков: если не получается силой устранить что-то, тебе не нравящееся, попробуй хитростью управлять изнутри этим чем-то, преобразуя его постепенно себе на пользу.
Посредством же какой силы управлять изнутри в данном случае? Наверное, у них и такого вопроса не возникало. Естественно – при посредничестве старого доброго врага-друга: Рима! Того же самого Рима, в котором у иудеев еще в языческие времена налажены были четкие рычаги влияния. Вот этой подрывной работе по трансмутации латинского христианства и посвятили противники Христа последующие три века.
[1] Поэтому на вратах Троицкого собора Ипатьевского монастыря Костромы золотом изображен Гермес и речение из него: «Бога оубо не оудобна разумети сказати ж невозвозможное бо Трисоставен». То есть исповедание Триединства Всевышнего, о котором в дохристианские времена ведали только славяно-скифы. (Имеется на этих вратах, также, изображение Аполлона Гиперборейского, беседующего с Платоном.)
[2] См. раздел Преображение Даждьбога в книге «Имя Бога. Стрела и крест» – Дмитрий Логинов, М., ИД Альва-Первая, 2009.
[3] Подробней в статье «Марена теряет гвоздь» – Дмитрий Логинов, 29.10.2012
[4] О вознесении Христа-Даждьбога хорошо сказано в статье Ирины Чутчиковой «Христовы Семаргл и Спорыш».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.