Обыкновенно
сон понимается как противоположность Яви. И он, в этом смысле, Навь.
(Онейронавтика поэтому, может быть названа навигацией). Русская философия учит,
что Явь и Навь есть моменты Прави. Наглядное
и общеупотребительное сравнение для подобных случаев. Если представить Правь,
как магнит, Явь будет одним из его полюсов, а Навь – противоположным.
Проснувшись, мы поражаемся, как оно в сновидении все причудливо. Но замечаем ли, как, пребывая в Нави, воспринимаем Явь? А тоже ведь, как что-то весьма причудливое. Как нечто, вроде потустороннего мира. Особенно это видно, когда случается какая-нибудь сложная ситуация. Серьезная опасность для жизни или что-то вроде. Мы ожидаем нечто, вроде помощи свыше. Как правило, она приходит. Бывает, это выражается просто в том, что ты просыпаешься, и опасности утрачивают статус реального. Бывает и еще более интересно. На грани пробуждения по какой-то подсказке, пришедшей будто бы из уст ангела, ты совершаешь не совсем обычные действия во сне. И ситуация разрешается. И продолжается путешествие твое в Нави.
Обыкновенно,
воспринимают Навь, как более простое, а Явь – как более сложное. В определенном
смысле оно так и есть. А в определенном – нет. Пожалуй, что Явь и Навь есть как
бы два глаза, правильная аккомодация которых, и позволяет увидеть Правь. Беда в
том, что мы привыкли смотреть,
зажмуривая попеременно эти наши глаза. Днем левый, а ночью правый. Бога не
видел еще никто никогда, - говорит любимый ученик Его Иоанн. Еще бы, какая уж
тут правильная аккомодация, когда вообще никакой не знаем. - Часу ли не можете
пребывать со мной? Господи, так хочется спать… или бодрствовать. (Однако, не в
смысле того бодрствования, о коем говорил Он).
Пока,
хотя бы поймем, что соотносятся между собой Явь и Навь не только, как полнота и неполнота,
они еще и соотносятся с Правью, как с Полнотою. Две эти неполноты, где каждая
неполна на свой лад.
Мы
замечали, путешествуя в Нави, что нечто больше, нежели лишь она, сквозит через
кружево прихотливых ее видений. Но что же это такое именно? Наверное, очень
многие полагают, что это Явь. Как обстоятельства сна или, гораздо более
вероятно, просто, как о ней память. Но все же, это едва ли так. Сквозит Правь. Что
самое интересное, Правь эта, пронизывает
своими лучами, также и кружево прихотливых образов Яви.
Полезная
привычка умного зрения фокусировать
взгляд, будь в Нави ты или в Яви, вот именно на источнике сих лучей. Тогда
бесценная отстраненность, достигнутая в осознанном сновидении, покажет себя и в
Яви. И это будет уже осознанное бодрствование. Трезвение ума. О котором не
уставали говорить святые отцы. И если ты не только узнаешь его, но и
выработаешь привычку, то для тебя не будет противопоставлений сна и
бодрствования, как знают люди. Перед тобой развернется единый путь. Ты будешь
видеть и правую, и левую сторону дороги одновременно. Хоть раньше наблюдал их
лишь по отдельности. Но, главное, для тебя разверзнется перспектива.
Очень интересная, уважаемая Лада, аналогия, практически помогающая подойти к истинному видению и ведению. Напрашивается еще одна - зрение центральное (локально фиксирующее "здесь" и "сейчас"), и зрение периферическое (в расширенном смысле: как обнимающее все множество "где-то" и "когда-то"), в совокупности формирующее такой полно-объемный зрительный образ, который при соответствующих усилиях "обнаруживает" реальность в высоком смысле, как правило, находящуюся вне обыденного поля зрения, а значит и "невидимую" для обычного зрения.
ОтветитьУдалитьС уважением Владимир Толмачев