Меню

18 июля 2014 г.

Личность и Сущность

Св. апостол Иаков Справедливый, икона, фрагмент. 
Евангелие от Фомы, 7: "Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком". Есть и такие списки, где формулировка речения 7 более краткая и не упоминается о проклятии: «Блажен человек, если его съел лев… и лев – сделался человеком».
Откровение Иоанна, 7 стих главы 4: "Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему". Они же - Орел (Скорпион), Телец, Лев и Человек (Водолей) - четыре зверя личных апокалипсисов.

Лев – это Личность. Человек (Водолей) – это Сущность... [Орел это тело славы, это энергия, свет, Христос преобразившись воспарил над Фавором и потому Иоанн, бывший там, уподобил "орлу ЛЕТЯЩЕМУ". Тогда как Телец - тело плотное.]
Итак, ЛИЧНОСТЬ. Это такой вот зверь, которому суждено тебя поглотить на определенной стадии твоего роста. И если ты не встретишь его и не будешь им съеден, то рискуешь ты потеряться. Как Безымянный в Безымянном Лесу.
Рискует чем-то и съеденный. Вдруг лев, тебя переваривая, природой твоей проникнется настолько, что льву захочется совершить прыжок выше собственной головы?
Случается, у тебя очень сильный лев. И он – уел тебя сонного. Тогда ты рискуешь быть им переварен весьма поверхностно. И это твое поверхностное только укрепит льва. Просто – как такового. Твое же все остальное – главное твое, то есть – оно будет этим львом просто… ну, скажем так, ВЫНЕСЕНО ЗА СКОБКИ!.. Потому сказано: «Проклят человек, которого съел лев».
Есть, впрочем, не столь гастрономически-плотяной способ описывать перипетии взаимоотношения твоей Личности и твоей Сущности. Во время  лекций на эту тему Тихон (о моем Учителе Тихоне см. мою новую книгу "Речи Арконова") употреблял в качестве наглядного пособия МОРСКИЕ РАКОВИНЫ.
Обыкновенный рапан вызывал у него почтения далеко не меньше, чем всякие экзотические.
- Вот, – он говорил, поворачивая неспешно в руках рапана, к примеру, – это ведь… чья-то ЛИЧНОСТЬ.
И присовокуплял, наблюдая вытягивающуюся от изумления физиономию своего ученика:
- Разумеется, всего лишь ее проекция в этот мир. Суммирующий и упрощенный слепок. Механически смоделированная линга-шарира.
- Откуда же такая проекция? – спросил я.
- Ну, скажем, из какого-нибудь тридевятого царства, в котором обитал некий, допустим, эльф этак миллион лет назад. И сам тот эльф, разумеется, ощущал свою личность совсем иначе. Не как застывший обозримый итог, но как текущий процесс. Отжившее свое тем именно отличается от живущего.
- Но всякая становящаяся личность есть Лев, – присовокупил Тихон. – А Льву суждено стать Раком. Точнее, в данном случае, РАКОВИНОЙ.
- О, сколько раз человеческая (да и любая другая) личность за свою жизнь умирает и вновь рождается, – продолжал, помолчав, Арконов. – Столько примерно раз, видишь, сколько на этой раковине витков… И каждый этап имеет и свои впадины, и свои вершины! А каждая из таких вершин знаменует свершенье геройских дел. И как меняется цвет… И как это все хаотично выглядит, если смотреть вблизи, но как вот это же все гармонически и циклично, и завершенно – глядится в целом!
- Звучит весьма впечатляюще, – отвечал я. – Но, все-таки, внутри ведь там обитал когда-то зверек-моллюск… и отнюдь не лев! Он просто вот хотел как-то, по-видимому, защититься от окружающего его опасного мира. И вырабатывал известковые отложения. Просто, чтобы его не трогали… вот и все.
- Отчасти я с тобою соглашусь, – откликнулся на сие Арконов. – Сущность и вырабатывает себе Личность на определенной стадии своего роста – да, просто чтобы ее не трогали. Но это есть лишь один из аспектов «чтобы». Аспект иной – напротив, чтобы как раз вот именно ТРОГАЛИ. Посмотри, как эта раковина красива! Она же прямо ложится в руку, она напрашивается… А вот самого моллюска, скажи на милость, кто стал бы трогать? Разве только какой-нибудь примитивный поедатель улиток.
- Да, Сущность располагается внутри Личности, – присовокупил учитель. – Как, впрочем, и вовне Личности. Помнишь ли в Евангелие от Фомы: «Царство Божие внутри вас и вне вас. Ищите же его». То есть: ищите собственной Сущности вокруг и с помощью своей Личности. «А все остальное само приложится вам».


Рекомендуем × +

4 комментария:

  1. Северина Сталь18:33

    Спасибо! Есть о чем поразмышлять..

    ОтветитьУдалить
  2. Алена Селиванова00:34

    Очень интересно!А что же происходит дальше? Ведь раковина в конце концов остается пустой...

    ОтветитьУдалить
  3. Лада Виольева12:12

    Это если рапан. А вот раковины, подобные той, которую держит в руке Апостол Иаков, имеют порой внутри жемчужину. Христос в одной из притч сравнивает жемчужину с Царством Небесным. Сказано по сути: продай все имение свое и приобрети только одну единственную жемчужину.(Мф. 13: 45-46).
    Вот и картинка встретилась, что называется, один в один иллюстрирующая мысль. (разместила в конце статьи).

    ОтветитьУдалить
  4. Alex02:06

    Невежество множить - невежество.

    ОтветитьУдалить

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.