Меню

14 июня 2016 г.

Буддизм и христианство как формы славления Прави

© Дмитрий Логинов, 14 июня 2016


Мало что так различно по форме как христианство и буддизм. А вот по содержанию они близки. Ранние христиане это прекрасно чувствовали. Будда канонизирован – причислен христианскому лику святых под именем ЦАРЕВИЧ ИОАСАФ.
У Будды скифские корни. Будда пришел в Индию с низовий Волги. Босого, но смотревшегося царевичем чужеземца прозвали попросту «сакья муни», то есть «человек из племени саков». Славяно-скифское племя саков известно как предки современных казаков (ко-саков).
Индусы запомнили звучание древнерусского слова «будА». Пробуждающий. Побуд. Степень православного ведического (Правь славили) посвящения Побуд имел русский царь-волхв Бус Белояр.
Тот самый, что вместе с равноапостольным Константином Великим – скифом – начертал христианский Символ веры на первом Вселенском соборе в 325 году по Р.Х.
То есть и у христианства - скифские корни. Буддизм и христианство есть духовные родичи при всем различии формы. Последователи Русской Северной Традиции это помнят. В отличие от современной официальной церкви.
Понятно, если воображать, будто у христианства иудейские корни – а это ложь бездоказательно и безостановочно тиражируется мировыми СМИ последнюю пару веков – никаким образом не понять, откуда могут быть христианство и буддизм близки!
По содержанию буддизм есть полная противоположность иудаизму. Как, впрочем, и христианство (см. текст Христианство как антитезис иудаизму). Ибо воистину-то корень буддизма, индуизма, зороастризма, христианства - един: северный православный (Правь славили) ведизм. Православие нераздельно.
А насколько буддизм и христианство близки ПРАКТИЧЕСКИ (при всех различиях формы) можно видеть на конкретных примерах. Вот один из них: духовная практика пребывания в тибетских монастырях подрастающего поколения.
Из интервью Екатерины Никищихиной с ламой по имени Карма Озер, старшим монахом (на Руси подобное послушание называется благочинный) непальского монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг (то есть Белый монастырь), настоятелем которого является знаменитый Чокьи Ринпоче.
"– В чем особенность монастырского обучения?
– Это – не образование ради образования. Наша главная цель в том, чтобы дети выросли счастливыми и принесли пользу миру. В данном случае, это означает – научились применять учение Будды в повседневной жизни.
– Как в соответствии с учением Будды вырастить счастливого человека?
– Будда говорил, что гармонию и опору нужно искать в своем сердце. Внешние явления обманчивы и переменчивы. (Сравним учение Христа «Царство Божие внутри вас» - здесь и далее в скобках примечания Дмитрия Логинова.) Тот, кто полагается на внешнее, придает ему значение, неизбежно будет страдать, независимо от материального состояния и положения в обществе. Так, мы видим много успешных людей, у которых есть все, что они пожелают, но они не очень-то счастливы. (Христос: «Какая польза человеку, если приобретает он хотя бы даже и весь мир, но душу свою притом губит?») Путь к гармонии лежит через познание своего собственного ума, умение преобразовывать разрушительные эмоции – гнев, неведение и зависть (ревность) – и быть теплым, сердечным человеком. (Это умение в христианстве называется НЕВИДИМАЯ БРАНЬ. Война против бесов. См. книгу «Тихон о защите от бесов», Дмитрий Логинов, Ростов н/Д, Тайп, 2016.)
– Как построено образование?
– Пять-шесть лет дети учатся в начальной школе. При этом, семилетние могут сидеть за одной партой с пятнадцатилетними, если они начали учиться в один год. (Христос: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» - Мф 19:14.) Дети изучают письменный тибетский язык, на котором написаны традиционные буддийские тексты. (Современный опыт у нас: если в школе дают возможность изучать церковнославянский - дети растут более здоровыми как душевно, так и телесно. Этому получены строгие статистические доказательства.)
Далее – средняя школа, она занимает три года. В это время ребята изучают буддийскую философию, ритуалы, учатся играть на ритуальных инструментах.
Далее у них есть выбор: можно пройти философский курс, который длится 9 лет, и стать лопоном (учителем), а затем, через несколько лет, возможно, кхенпо (глава монашеской общины). Можно остаться работать в монастыре или пойти в трехлетний ретрит (уединенная медитация, проводимая в молчании; сравним: русский монашеский затвор, русские монахи-молчальники, православные исихасты греческие).
– А если «дипломированный» монах захочет уйти из монастыря, жениться?
– Мы не возражаем. Такое случается. Мы счастливы, что дали человеку образование, и теперь он может делиться знаниями с другими. Например, стать «нагпа» (лама-мирянин; сравним православный обычай монашествования в миру, тайный постриг принял имяславец и великий русский философ Алексей Лосев). Для нас главное, чтобы наш ученик никогда не оставлял медитацию, и я сейчас говорю не только о непосредственно занятиях ею. Медитация означает осознанность, наблюдение за своим умом и правильное поведение в любой момент повседневной жизни.
– Какое поведение вы воспитываете в монахах?
– Доброту к другим. Нам всем свойственно считать себя самыми главными: например, стоит нам чуть заболеть, и мы сразу так нервничаем! Наш мир делится на «мы» и «другие», «свои» и «чужие». (Из максим Русской Северной Традиции, которые многим представляются абсурдными: «других нет», «различение на Я и МИР иллюзорно – воистину есть ЕДИНОЕ».) С помощью образования и медитации мы постепенно избавляемся от этих ограничений, учимся распространять любовь не только на ближнее окружение, но и на всех живых существ. Развиваем в себе так называемую безусловную любовь. (Апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не ревнует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» - Первое Послание Коринфянам, 13:1-8.)
– Нужно ли обладать верой, чтобы стать монахом?
– Сам по себе буддизм – не столько религия, сколько наука об уме (когда тибетцы произносят слово «ум», они показывают на сердце; так точно и православные старцы учат с первых веков: «держи ум в сердце»). Он основан не на вере, а на стремлении открыть правду посредством личного опыта и размышлений. Так, чтобы понять все о лимоне, недостаточно прочитать о нем и его увидеть: нужно почувствовать вкус. Так же и здесь – если человек открыл правду учения Будды, почувствовал его «вкус» – тогда у него появляется непоколебимая уверенность. А на пути к этому открытию верить не обязательно: вполне нормально быть скептиком.
– С чего начинается понимание учения Будды?
– Учение Будды основано на понимании пустоты всех явлений, то есть – на их взаимозависимости и изменчивости (учение христианских старцев: мирское суть преходящее, пустое, нестойкое, непостоянное). Каждое событие не существует само по себе, отдельно от других: оно обусловлено множеством факторов. Все, что проявляется, имеет причины и следствие, и, кроме того, постоянно изменяется.
Это только на поверхностный взгляд мир выглядит постоянным: если вглядеться пристально, перемены происходят каждую секунду. Так, мы с вами уже не совсем те люди, что начали этот разговор. Мы за это время изменились, хотя можем этого и не чувствовать. Нужно много учиться и медитировать, чтобы действительно понять, как все это работает.
– Какому видению мира учат в монастыре?
– Этот взгляд отличается от западного. На Западе люди уверены: существует только то, что можно увидеть глазами. Мы же основываемся на философском учении Будды, Абидхарме. Оно говорит, что наше человеческое восприятие очень ограниченно, а пространство – безгранично. Существует очень много миров, которых мы в силу своей ограниченности видеть не можем. (Велесова книга, дощечка 1: «Правь бо есь НЕВИДОМО уложена Даждьбогом… Явь есь текуща и творена от Прави».) Вот мы сейчас с вами сидим, и вы, наверное, думаете, что в пространстве вокруг нас – пусто. А Абидхарма говорит, что нас постоянно окружает множество существ, которых мы не видим. Звучит странно? Но ведь если мы просто посмотрим в микроскоп, то увидим мир совсем другим.
– Почему родители отправляют детей в монастырь?
– Буддизм живет в Непале уже несколько тысяч лет. Его последователи уверены: становясь монахом, человек приносит огромную пользу себе, своей семье и стране (так точно и последователи православия были уверены на Руси в эпоху царизма). Так что если хотя бы один из детей в семье способен быть монахом, родители счастливы.
– А сами дети охотно оставляют свой дом?
– Некоторые дети сами очень хотят стать монахами, настаивают на этом, даже если семья противится (так и некоторые русские святые начинали свое подвижничество с детских лет против родительской воли – см. Четьи Минеи)."
Спасибо как ламе, так и задававшей вопросы. Очень содержательное получилось у них интервью, не правда ли? Православный человек видит из него сходство учений Христа и Будду, что называется, невооруженным глазом.
И вот еще что хотелось бы отметить. Даже в современных недоразумениях - эти духовные учения показывают нам сходство.
Раннее христианство признавало реинкарнацию. Возможность повторного рождения души в новом теле. Нынешнее - официальное - христианство реинкарнацию отрицает.
Ранний буддизм реинкарнацию признавал. Нынешний - по крайней мере радикальные школы - отрицает.
То и другое представляет собой недоразумение. Учения как Христа, так и Будды - ставят под сомнение не ФАКТ возможности перерождения (нового воплощения), а ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ этого пути. Оба учения говорят о предпочтительности ПРЯМОГО пути. А стоит ли бытие того, чтобы быть? В смысле - быть в этом колесе рождение-развоплощение-перевоплощение...
Перефразируя Достоевского, скажем: перерождение всенепременно существует; но важно, как понимать о нем. Подробнее в моей книге Русская Тайна. Перерождение.

Рекомендуем × +

3 комментария:

  1. Tamis (Северина Сталь)23:16

    Как хорошо!

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир Толмачев16:46

    Большое спасибо, дорогой Дмитрий, за данную статью. Это интервью с непальским ламой, просто и ясно раскрывает многие важные моменты тибетского буддизма, которые уже сами по себе способствуют прояснению сознания читающего. Ваши же добавления и комментарии, дорогой Дмитрий, значительно углубляют и расширяют это восприятие, делая, на первый взгляд, далекое учение, более близким и понятным, и тем самым возвышая степень уяснения и проникновения в глубину самого Православия.

    ОтветитьУдалить
  3. Дмитрий Логинов16:49

    Спасибо за спасибо! Так именно и хотел, чтобы сработала эта публикация. Рад сообщению, что результат есть.

    ОтветитьУдалить

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.