Меню

5 июля 2012 г.

Самокатящееся колесо

© Дмитрий Логинов, 02.06.2011 

Ницше Львом не был, в астрологическом смысле, по крайней мере, поскольку родился 15 октября 1844 года. Однако такая душевная механика, как у Льва, похоже, была идеалом Ницше.
Подобное бывает нередко. Человек склонен делать кумиром Знак, что следует по порядку тут же за его собственным. Конечно, это относится в большей степени к людям думающим (или – чувствующим, или вообще ярким, а не тусклым, то есть которые живут, а не спят).
Имеется в виду не порядок зодиакального круга, естественно, как наблюдаем он с планеты Земля.
Мы говорим о последовательности взаимоперерождений Качеств (богов, созвездий), учение о котором на Землю принесли аркты, пришедшие на ее твердь некогда из центра Галактики.
То есть – от Солнца Мира. 
Закон душевной механики таков: идеал, который человеческая душа себе строит, НА ЕДИНИЦУ, как правило, больше самого этого человека. Так формулируется он в терминах звездосчетных (зодиакальных) знаков и сокровенных («эзотерических») чисел.
Последних тоже Двенадцать, как и Качеств (созвездий) и каждое из них строго соотнесено своему «небесному зверю».

Не забудем: ключ к сокровенной Дюжине не дают ни прямой, ни, тем более, обратный порядок следования зодиакального круга, что наблюдаем землянами.
Поэтому-то сия Дюжина и называется СОКРОВЕННОЙ.
Тайну соотношения Знаков и Чисел хранит Числобог русского Звездосчета и только лишь он один властен открыть ее.
Итак, перед нами одно из конкретных проявлений закона «на единицу больше»: коль скоро Ницше – Весы, то его Заратустра – Лев.
Хоть «сумасшедший Фридрих»[1] и не сообщает нигде, под какими звездами был рожден его Заратустра, но… ТАК говорил Заратустра, что по разговорам явственно чувствуется: такой проповедник – Лев! Не более и не менее. Хотя и со специфическими привкусами Рака и, в меньшей степени, Скорпиона.
Реальный же Заратустра (кстати, поволжский скиф, пришедший через Хорезм в Иран)… был, судя по содержанию большинства яштов знаменитой Авесты, скорее всего… Весами![2]
Бывают и любопытные исключения из правила «единицей больше». Писатель Владимир Набоков, например. Он, будучи Тельцом, идеалом своим имел, судя по всему… Водолея.
Есть у Набокова такое место в рассказе «Драка»: «…весело и легко – словно Бог подтвердил мне бессмертие души или гений похвалил мои книги». Неплохо сказано! И где-то у него еще: «…в один из осенних прозрачно-синих вечеров, когда больше боишься старости, нежели смерти». А также: «за время глубокой работы я ОТВЫК ОТ СЕБЯ»…
Интересно вот что. У типичного Тельца состояние, подобное так описываемому, – разве что мимолетное. У этого же конкретного Тельца/Овна – то есть у Владимира Набокова – изображаемое расположение души являет, скорей всего, ИДЕАЛ. (Так можно заключить, основываясь на его рассказе «Блаженство», к примеру). Классический Водолей пребывает в парениях подобного рода более-менее регулярно. Поэтому он так мало дерется и немало блаженствует  по поводу и без оного.
Но возвратимся к началу и ответим на зародившийся, может быть, у гипотетического педанта вопрос: а причем тут Лев? Или: причем тут Ницше?
Притом, что хотя по гороскопу, как было сказано выше, последний не является первым, однако на определенном этапе своего внутреннего пути львом Ницше все-таки был.
Ибо пишет: «Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержный и почтительный? Создавать новые ценности – этого не может еще лев; но создать себе свободу для нового созидания – это может сила льва. Завоевать себе свободу и священное НЕТ… для этого, братья мои, нужно стать львом».
Так сказано в притче Ницше. И это есть автобиографическая притча: никто не в состоянии сочинить не автобиографическую такого рода (точнее – не автоДУХОграфическую).
Фабула следующая: идет по пустыне ВЕРБЛЮД и тащит на себе тяжкий груз. И погоняет его дракон… И вдруг верблюд превращается во льва и сбрасывает навьюченное! И разрывает погонщика. А потом… потом разъяренный ЛЕВ успокаивается и – превращается еще раз… в ДИТЯ.
Мораль? (О, как бы перекосило Ницше от самого этого словечка «мораль»!.. И все же: мораль сей басни?) Она такова, возможно: наш дух несет на себе навязанный крепко вьюк популярного предрассудка, что, якобы, мир внутренний не влияет и самомалейшим образом на мир внешний. То есть, по крайней мере – непосредственно не влияет. Поэтому мы влачим нам доставшуюся бытийственную тяжесть бездумно, аки Сизиф, что вкатывает с упорством, достойным лучшего применения, в гору камень[3]. Или (сказал бы Виктор Пелевин) – аки навозный жук (священный скарабей), катающий всю жизнь шарик из…
Но вот наш дух замечает: куда бы ни следовал он под водительством своего погонщика – то есть дракона по имени Человеческий Здравый Смысл, – а путь его лежит всегда ПО ПУСТЫНЕ. Не важно, в какую сторону, под какие бы знамена ни шел… И дух говорит себе: а ведь это не удивительно. Хочешь перестать ходить по местам безводным и жрать колючки, так… переставай быть верблюдом!
И превращается из верблюда во льва, то есть осознает непосредственность бытия в Я и стряхивает со своего хребта навьюченные волюнтаристски извне предубеждения человеческие. Сей лев растерзывает погонщика: решительно упраздняет власть обыденного тупого здравомыслия над Сознанием.
Но это лишь половина дела. Бунтарь способен разбить оковы, но сотворить себе крылья – … Для этого потребна уже какая-то новая ипостась.
«Что может сделать ребенок, чего не мог бы даже и лев? Почему хищный лев должен стать еще и ребенком?» – вопрошает Ницше. И сам же и отвечает: «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, САМОКАТЯЩЕЕСЯ КОЛЕСО, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения»!
Действительно, ведь что делает ребенок? У него все утверждения происходят изнутри, а также из непосредственного опыта, то есть он просто ПРОБУЕТ.
Сознание у дитяти чисто, никакие общественные предрассудки не давят, поэтому он только и занят: пытается что-то сделать, и смотрит, что получается. ЧИСТЫЙ эксперимент! (Пожалуй, дети бы так могли приходить к великому могуществу, если бы никто и ничто не отклоняло их от этого пути ИЗВНЕ. Сказано: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»Мф 19:14.)
К изящной аллегории Ницше просится добавление, которое бы сам он сделать не смог, потому как сие потребовало бы от этого философа «прыгнуть выше головы» (а именно – осознать: Бог НЕ умер). Многие из детей способны, до определенного возраста, не только лишь слышать Бога, но даже и – слушаться гласа Божия.
Они при этом не понимают, конечно, что «слушаются Гласа». Просто они еще недавно Оттуда, они еще «пахнут Богом» и у детей потому это как бы само-собой.
А то не много б их выживало, кстати, руководствуясь только методом проб и ошибок, – взрослые ведь за всем доглядеть не могут. А каждый вероятно читал, и не один раз, сенсационные сообщения СМИ, как дети оставались живыми при таких обстоятельствах и в таких условиях, при коих ни один взрослый точно б не выжил!

Итак, если хочешь не просто знать, что такое Лев, а получить Силу Льва, сделай вот что:
  1. Растерзай в своей душе здравый смысл. Или, по крайней мере, попридуши его. Ибо не такой уж он здравый, каким себя позиционирует, и даже смыслом называть его не во всяком случае правомерно. Скорее сей псевдоздравый полусмысл представляет эклектику человеческих предрассудков и состав у этого винегрета таков. Треть из предубеждений реально тебе вредят. Следующая треть отнимает попусту время твое и силы. И только лишь последняя треть худо-бедно помогает, но – исключительно пока ты придерживаешься строго определенных областей на бытийственной планете своей (которая, вообще-то, принадлежит тебе вся по праву), а именно: пока ты пустынь придерживаешься! Поэтому здравый смысл постепенно механически загоняет всех, которые прислушиваются только к нему, в пустыню. Не то, чтобы сей погонщик заслуживал ПОВСЕМЕСТНОГО растерзания, но что должно быть истреблено в душе мага, так это поползновения здравого смысла предопределять твои действия, чувства и реакции ВСЕГДА И ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Ведь это он, здравый смысл, постоянно тебе навязывает: от происходящего у тебя в мире внутреннем никаким образом не может зависеть случающееся вокруг тебя и с тобой в мире внешнем. Прямой зависимости, по крайней мере, говорит он, точно уж быть не может.А ты не верь. (Конечно, это надо иметь волю льва, чтобы не поверить – слишком уж крепко въелось!) Причем не просто не верь, а ты

  2. Непредвзято ставь опыты в этом направлении. Начни, например, с простого. Сделай, чтобы во внутреннем у тебя в мире распростерлось одно великое красное пространство, бескрайнее… Или, скажем даже так: не просто красное, а – порфирное, багряничное… Теперь создай посреди такого пространства, допустим, увесистый белый шар. Или, если хочешь, серебряный. Или золотой… И пусть он медленно мерно крутится, этот шар… Почувствуй сию картину внутреннего своего мира. Вживись в нее… Поддерживай один день такой вот «пейзаж» у себя в мире внутреннем. И в этот день, пребывая где-либо в мире внешнем, смотри внимательно: а не поменялось ли в нем чего? Заметь, если что-то изменится, и запомни.
На следующий день сделай у себя в мире внутреннем наоборот: порфирный шар посреди бескрайнего белого (или золотого, если сумеешь) пространства. И тоже, сохраняя внутри такую картину, ходи, примечай во внешнем, не происходят ли какие-то изменения. Сопоставь.
На самом деле мир внутренний великое количество хранит КНОПОК. Его пейзажи – по крайней мере, большая доля из них – это пульт управления миром внешним. Россыпи многочисленных кнопок подобны залежам полезных ископаемых, ты только про них ничего не знаешь пока. Или не понимаешь, как они действуют. Причем исключительно потому лишь не понимаешь, что ты не пробуешь. И в этом смысле уместно вспомнить бессмертное изречение знаменитого мага Сен-Жермена: Во имя Свободы я вам говорю – Пробуйте!
Иногда спрашивают: если все так несложно, то почему до сих пор никто детально не изучил, не разобрался, не пользует? Или – почему таких мало?
Ответ лежит на поверхности: как раз потому, что просто. Ведь мало, очень мало таких, которые не соблазняются простотой. Великое большинство горазды относиться к ней несерьезно. (Это во времена Мейстера Экхарта мудрецы учили: «нет ничего ПРОЩЕ Бога»). Вот если бы какие труднопроизносимые тайные древние заклинания, например… Или, уж хотя бы, тяжкие практики…
Взрослый современный человек столь взнуздан многоразличными неотложными «серьезными» делами, что, предложи ему что-нибудь не относящееся к ним добросовестно повоображать да еще при этом заметить, а не повлияет ли воображаемое вдруг на мир внешний, – слушать ничего не захочет! Фыркнет разве только, пожалуй, что-нибудь наподобие: «Даже и не смешно!.. Как дети!»
При этом едва ль заметит, что процитировал нечаянно тем Евангелие. Немногие сейчас помнят, кроме профессиональных проповедников, как в точности у Матфея: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете КАК ДЕТИ, – не войдете в Царство Небесное» (18:3).
Коли уж помянули проповедников, скажем о них еще: любят произносить, но редко поясняют речение Христово «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20,21). Оно – ко многому ключ (ежели не вообще Ключ Петра). Из четырех канонических Евангелий запечатлел учение сие Бога Слова только Лукослав-скиф.
А вот апокрифическое – Фомы – так от начала и до конца все искрится им. Поэтому и опирались на «тайные слова, которые сказал Иисус живой» такие столпы, как Александрийский Климент (II в.), и Ориген Иоанн (III в.), и многие другие отцы раннего христианства.
Ныне переделали попривычней для современного слуха: «внутри вас». Поистине же слова «внутрь вас есть» надо понимать так, что есть Внутреннее самого внутреннего  – душевная Святая святых.

Антоний, Митрополит Сурожский, проповедует: «Обращаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного "я"; это путь через, сквозь мое "я", чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся».
Русский православный (Правь славили) ведизм еще за тысячелетия до рождества Христа знал о КОРНЕВОЙ НУТОРЕ, которая куда больше, чем просто «я» (стволовое внутренне). И Нуторь эта (или, говорили еще, Нутора, Нутроба)[4] относится к «я» и внешнему (то есть миру), примерно также, как Правь, за то и славимая, относится к яви и нави.



Соотношение Нутори [5], «я», мира показывает «языческий» символ Мирового Древа в его наиболее простом начертании, как он изображался многажды христианами I, II, III веков на стенах их катакомб от Рима до Крыма. Раннехристианская катакомбная каменная резьба, кстати, показывает и Христа исключительно в «языческих» одеждах (и никогда – в иудейских, как пишут художники нескольких последних веков, претендующие на «историчность»).
О чем же говорит этот символ? Творение развертывается изнутри (из Нутри) – вовне. Человеческое «я» есть еще не Нутрь, а лишь одна из двух ветвей внешнего развертывания Ее, потому что «я» есть «посольство», представленность внутреннего во внешнем.
Еще такое начертание этого символа напоминает арбалет или лук. Две ветви, или же два плеча лука потому лишь имеют смысл, что сопрягаются воедино тетивой, выталкивающей стрелу. На северном праязыке, от которого произошел санскрит, стрела называлась ИСУ. Такое в точности по звучанию имя – Ису – во времена Своей земной жизни носил Христос. Я говорю об этом подробно в книге "Имя Бога. Стрела и Крест", ИД Альва-Первая, 2008.

Знак троеконечного креста показывает еще и тайну, как совершается духовное движение человечества. В начале бывает ведический завет Вечный  – детски-непосредственное ведение о первичности Внутреннего. Затем случается увлечение Внешним, ветшание ведения, развитие неведических представлений: главенствование закона, навязанного извне, – сказывая словами Павла, «служение смертоносным буквам» (2 Кор 3:7). Затем в обличение всяческим обветшавшим заветам является Благая Весть. Она призывает вновь стать, как дети, то есть обратиться от Внешнего к изначальному, к Внутреннему, к Духу (древнее слово Рус означает именно Дух).
У иеромонаха Романа сказано: «своим крестом Ты разделил людей на тех, кто слева, и на тех, кто справа». Последние преодолели Ветхий завет и – через Обновление – обратились к завету Вечному. Преодолением ЧЕГО ИМЕННО достигается Обновление (обожение, «теозис»), – не следует забывать. Чтобы не повторять ошибок. Поэтому на страницах Библии отражен ВЕСЬ путь.
Если раскрыть Книгу на той странице, на которой написано «Новый завет», – все новозаветные тексты окажутся от тебя по правую руку, ветхозаветные же по левую. Святитель Иоанн Златоуст, великий знаток Писания, говорит: «ветхозаветное... так отстоит от новозаветного, как земля от неба» (Свят. Иоанн Златоуст. Полн. собр. Творений, СПб., 1900. Т. 6. С. 91.).
«Лучшая молитва – покаяние», поёт иеромонах Роман. Почему же именно – лучшая? Ведь ныне под этим словом понимается, в основном, раскаяние в том или ином грехе какой-либо тяжести, а это хорошо, разумеется, и без такого покаяния душе нельзя, но этого еще мало. Ответ содержится в том, что ранние христиане видели смысл и более глубокий, и передает его греческое слово МЕТАНОЙЯ. Оно и переводится «покаяние», буквальное же его значение: «после ума», то есть – за пределами обыденного рассудка, вне власти Внешнего.
Вне Внешнего… Наибольшая глубина покаяния есть раскаяние сознания в своей обветшалости. То есть в неспособности принять вечно новую или, говоря словами поэта Александра Блока, вечно юную Деву-Истину: ведение о том, что мир внутренний главенствует над внешним. Ветхое сознание не способно становиться ни львом, ни, тем более, младенцем. Ибо, как написал еще тысячелетие назад митрополит Илларион Киевский: «Не вливают новое вино в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе» («Слово о законе, данном через Моисея, и о благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как закон миновал, а благодать и истина наполнила землю», XI в.).
Конечно, то изменение сознания, о котором говорят святые отцы – деяние столь великое, что всяческая белая магия, интра-йога и прочее в таком роде – всего лишь дальние подступы. Но надо продвигаться по пути хотя бы пешком, если ты не можешь пролететь его на ангельских крыльях. Не всех способны вместить славные монастыри (точнее, не все способны вместить строгость монастырских уставов), ведущие душу инока в келейной тиши к обожению… Дорогу да осилит идущий!

P.S.
Троеконечный крест Ведения (или Древлий – ибо он же и знак Мирового Древа) был христианами почти всех земель забыт через полтысячелетия после Р. Х. Но исключение составляет Русь, помнившая его еще целое тысячелетие: вплоть до никонианской реформы. Так, например, древние надгробные плиты, раскопанные в монастырях Лужецком и Старо-Симоновом, несут на своей поверхности этот благочестивый знак.


[1]Так Ницше называет Грин в  «Золотой цепи».
[2] Из Авесты:  «Самое лучшее  –  разум, так как землю можно обустроить разумом и небо можно подчинить себе силой разума».
[3] До сих пор спорят:  за что же конкретно боги наказали Сизифа так? Увидел на одном форуме:  «Он сделал немало злого, но самое  –  основал Керинф, из которого произошел Иуда». Оригинально и не без претензии на изящество. Только вот Кириаф и Керинф  –  разные города. А все же какая-то непрямая взаимосвязь двух тем чувствуется: Христос есть наше Высшее Я и мы предаем Его, катая постылый камень, то есть предаваясь миру.
[4] Сравним с древнеегипетской Нут,  «великой матерью неба», которую славословили:  «могуча ты над богами»!
[5] Древнее слово НУТОРЬ, вероятно, не случайно созвучно буддийскому САТОРИ, которым обозначается  «внутреннее персональное переживание опыта постижения истины». Это состояние сознания, в свою очередь, соотносимо с духовным опытом, известным у христианских подвижников как МЕТАНОЙЯ.

____________________________________

© Дмитрий Логинов, 02.06.2011 (праздник Вознесения Господня)
© Институт богословия РСТ СВА,  2012. 


Рекомендуем × +

1 комментарий:

  1. 26 июля 1572 года началась Молодейская битва, в которой русские войска нанесли сокрушительное поражение шестикратно превосходящим силам Крымского ханства.

    ОтветитьУдалить

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.